Автор: Чингиз Торекулович Айтматов.
Жанр: новелла.
Краткое содержание
- Мальчик растёт с дедом, которого любит.
- Момун рассказывал о том, что мать уехала после развода, а отец на пароходе в качестве моряка ходит по озеру Иссык-Куль.
- Мальчик часто ходит к воде, смотрит вдаль, он ждёт, что когда-нибудь приплывет белый пароход.
- Мальчик фантазирует.
- Однако он не может ничего изменить.
- Нет сил и возможностей сделать мир лучше.
- Когда на его глазах убили олениху-мать, мальчик не выдержал и утопился.
План пересказа
1. Мальчик и дед.
2. Походы к воде.
3. Убийство оленихи.
4. Самоубийство мальчика.
Главные герои
Мальчик: ему 7 лет, он испытывает одиночество, но фантазирует.
Момун – дед, единственный человек в жизни мальчика.
Главная мысль
Мир жесток, но нужно в рамках своих возможностей делать что-то хорошее, тогда всё будет проще…
Чему учит
Не сдаваться, любить природу, уважать людей и не сдаваться.
Дополнительная информация: Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
Рассказ мне по душе. Он написан настоящим мастером, что я отмечу. Произведение читается легко, но оно содержит глубокий философский смысл. Я думаю, что мальчик был хорошим человеком, который не принимал жестокость мира. Я не осуждаю ребенка.
Жанр: рассказ.
Автор: Белов Василий Иванович.
Краткое содержание
Маленькому Павлуне приходилось всё время лежать в кровати, потому что он болел.
Чтобы мальчику было веселее, отец сделал скворечник и установил его прямо возле окна.
Павлуня стал наблюдать за скворцами.
В какой-то момент скворечник вдруг упал, и это заставило больного мальчика встать с кровати и выйти на улицу.
Он увидел, что яички, которые высиживала скворчиха, разбились.
Павлуня расплакался, но отец его успокоил, и вскоре поставил упавший скворечник на место.
План-пересказ
1. Павлуня лежит в кровати.
2. За окном — снег.
3. Отец делает скворечник.
3. Скворечник видно из окна.
4. Павлуне приснилось лето.
5. Появились скворцы.
6. Павлуня наблюдает за птицами.
7. Скворечник упал от ветра.
8. Павлуня идёт на улицу.
9. В скворечнике — разбитые яички.
10. Отец успокаивает Павлуню.
Главные герои
Павлуня — больной мальчик, которому фельдшер велел не вставать с кровати.
Отец — по профессии тракторист, добрый, рукастый.
Мать — заботливая, хозяйственная, хорошо готовит.
Главная мысль
Да, бывает, что случается что-то неприятное. Это может быть болезнь или падение скворечника. Но в итоге скворечник будет вновь поставлен, скворцы прилетят, а болезнь пройдёт.
Чему учит
Рассказ учит находить радость в наблюдении за природой, сострадать птицам и в целом живым существам. Также здесь показывается, как это здорово, когда в семье все поддерживают друг друга.
Дополнительная информация:
Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
Мне понравился этот рассказ. Павлуня настолько сильно переживал за скворцов и их потомство, что даже встал с кровати и вышел на улицу. А я в свою очередь переживаю за Павлуню. Надеюсь, у него всё будет хорошо. Он выздоровеет, станет ходить в школу и играть с другими ребятами.
Автор: Борис Степанович Житков.
Жанр: рассказ.
Краткое содержание
В гостях у бабушки Боря заметил красивый пароходик.
Он был так похож на настоящий, что мальчик уверился: в нем живут человечки.
Он пытался выманить их леденцом и куском хлеба.
Ничего не получалось.
Когда бабушка ушла в гости, Боря решил приподнять палубу пароходика, чтобы поймать человечков.
Внутри никого не было, но починить кораблик мальчик уже не мог.
План пересказа
- Чудесная вещь.
- Хитрые человечки.
- Ночное дежурство.
- Пропавший хлеб.
- Решительный шаг.
- Испорченный пароход.
Главные герои
Боря - мальчик, от лица которого ведется повествование. Наивный и впечатлительный, упрямый и находчивый. Обладает бурным воображением. Совестливый, но не думает о последствиях поступков.
Бабушка - милая и добрая, но строгая женщина. Заботится о внуке, всегда ласкова к нему.
Главная мысль
Обещанное нужно выполнять.
Чему учит
Нужно всегда держать данное слово. Обман и притворство могут привести к проблемам.
Дополнительная информация:
Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
Очень жизненный рассказ. Держит в интриге до последнего - появятся ли человечки? Конечно, жаль, что герой так далеко зашел. И особенно я сочувствую бабушке, для которой пароходик был очень важен как память.
Автор: В.Ю. Драгунский.
Жанр: рассказ.
Краткое содержание
- Неугомонный Денис часто озорничает.
- Папа уговаривает маму изобрести и изготовить научный аппарат.
- Вскоре мама показывает подзорную трубу, которая будет показывать ей, что делает ее сын.
- Напуганный сын ведет себя очень хорошо, понимая, что за ним все время наблюдают.
- Но как-то он находит эту трубу среди ненужных вещей и понимает, что родители обхитрили его.
- Обрадованный мальчик тут же шалит за все дни спокойствия.
План пересказ
- Мама расстроена поведением Дениса.
- Создание подзорной трубы.
- Трудные дни.
- Разоблачение.
- Шалости Дениса
Главные герои
- Денис – непоседа, любит активные игры. Доверчивый.
- Его родители – фантазеры, с чувством юмора.
Главная мысль
Обман и хитрость могут помочь лишь временно.
Чему учит
Быть послушным и самостоятельным, чтобы у родителей не было повода следить.
Дополнительная информация:
Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
Мне нравится семья Дениса. Родители у него добрые. Вместо того чтобы наказывать сына, они придумали хитрость. Да, она помогла лишь на несколько дней, но не было конфликта. Родители и дети должны уважать друг друга, любить. А Денис должен думать о своем поведении, тогда родителям не придется делать вид, что следят за ним.
Жанр: сказка про животных.
Автор: русская народная.
Краткое содержание
Поехал как-то мужик репу сеять и встретил медведя.
Тот захотел свою долю от урожая, и мужик пообещал ему вершки.
Осенью он отдал медведю всю ботву, а репу повёз в город на продажу.
Конечно, вскоре косолапый осознал, что его обманули.
В следующем году мужик в тех же местах посеял рожь, и опять встретился с медведем.
На сей раз мишка захотел взять себе корешки, и снова прогадал — корешки в данном случае никакой ценности не представляли.
План-пересказ
1. Мужик сеет репу.
2. Договор с медведем.
3. Медведь забирает вершки.
4. Медведь пробует репу.
5. Медведь кричит об обмане.
6. Мужик посеял рожь.
7. Медведь забирает корешки.
8. Корешки оказались бесполезными.
Главные герои
Мужик — работящий, хитрый, смекалистый.
Медведь — большой, агрессивный, но не очень умный.
Главная мысль
Прежде чем заключать сделку, нужно хорошенько подумать, разобраться в вопросе.
Чему учит
Сказка учит тому, что огромная физическая сила ещё не гарантирует успеха. Нередко наибольшую выгоду получает тот, кто хитрее. Кроме того, в сказке показывается важность такого качества как трудолюбие — именно оно рождает знание.
Дополнительная информация:
Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
Это очень поучительная сказка. Дважды медведь оказался в проигрыше из-за своего невежества. Он просто ничего не знал ни о репе, ни о ржи. А если бы он сам занимался их выращиванием, он бы наверняка не остался в дураках.
Автор: В.В. Бианки.
Жанр: рассказ.
Краткое содержание
- Майка встречает Новый год у бабушки и дедушки в лесу.
- Они пытаются устроить девочке сказочный праздник с подарками и дедом Морозом.
- Внучка же утверждает, что чудес не бывает и зима с летом встретиться не может.
- На следующее утро дед отвел девочку в удивительное место в лесу, где зимой было настоящее лето.
- Речка не замерзла, росла зеленая трава, цвели цветы.
- Оказалось, что были они на Горячих ключах.
План пересказ
- Майка в гостях.
- Отрицание чудес.
- В гости к лешачку.
- Лето зимой.
- Горячие ключи.
Главные герои
- Майка – учится в первом классе. Не верит в чудеса.
- Бабушка – заботливая, переживает, что праздник внучке не понравился.
- Иван Гервасьич – дедушка Майки. Знает природу, любит лес. Показал внучке зимнее летечко.
Главная мысль
Чудеса бывают наяву
Чему учит
Видеть прекрасное вокруг себя. Любить близких.
Дополнительная информация:
Как заполнять читательский дневник: образец для 1, 2, 3, 4, 5, 6 класса
Отзыв
В рассказе писатель доказывает, что чудеса могут окружать нас. Иногда их создает природа. Надо только уметь замечать это. Горячие источники в лесу помогли зиме встретиться с летом. А дедушка с помощью этих Горячих ключей смог показать внучке красоту родного края и вернуть веру в чудеса.